|
|
Так уж получилось, что,
перебравшись в Израиль, т.с. совершив алию, со многим пришлось
расстаться, и, наверное, самое больное, - кругом общения. А этот круг
общения для меня составляли, в основном, мои друзья по туристским походам,
соревнованиям, слетам, по альпинистским восхождениям и горнолыжным лагерям.
Отличительной особенностью их была любовь и тонкое понимание авторской
песни. А уж попеть мы все любили! Особенно в хорошей компании да с дружным
подпеванием, где даже бутылка как-то и не требовалась. Настроение
создавалось само собой, настроение создавали песни. Естественно то, что
гитарист в такой компании - персона, как бы сейчас сказали,
VIP!
В туризм меня затянули
в 1960 г. Туристской команде НИИ, в котором я работал, нужен был гитарист,
чтобы аккомпанировать во время выступления. Впервые в жизни я услыхал
совершенно новые для меня песни: и озорные, и юморные, и серьезные, и...
всевозможные. Я буквально купался в этих словах, мелодиях. Это было
высочайшее наслаждение! Естественно, что по окончании слета, я не мог
расстаться ни с этими песнями, ни с ребятами, которые их пели. И дружба наша
продолжается по сегодняшний день, несмотря на катаклизмы, произошедшие с
нами и нашими странами. Такова жизнь.
Хочу отметить, что
авторов исполняемых песен друзья мои не знали, да, особенно, и не
интересовались – была бы песня хороша.
Разумеется, на
следующий же туристский слет, я уже ехал, как полноправный член команды. И
уже не только пел, но и участвовал в соревнованиях. Особенно незабываемые
выпечатления оставили у меня соревнования по ночному ориентированию. До сих
пор помню в деталях!
Это был какой-то идиотский
бег по ночному лесу, подсвечиваемому фонариками!
А с утра, еще не
проспавшись после ночной беготни, уже начинали кучковаться возле костров, у
которых сидели с гитарами известные “барды”. Я тогда впервые услышал это
слово - “барды”...
На меня, начинающего барда,
была возложена обязанность – записать и запомнить как можно больше песен,
чтобы в последствии их уже пела вся команда. Фактически я должен был испол-
нить функцию магнитофона, т.к. в те далекие времена переносные магнитофоны
представляли невероятную экзотику, особенно для нас - младших научных
сотрудников и, тому подобных, инженеров.
С тех пор жизнь моя
приобрела какую-то новую окраску, слеты сменялись соревнованиями,
туристические походы – альпинистскими и горно-лыжными лагерями. Но всегда со
мною была гитара. Я узнал, что у многих песен есть, оказывается, авторы. А
потом и увидел их, познаком- ился с ними. Оказалось, что Юра Кукин – тренер
фигурного катания, Валик Вихорев – механик в НИИ, Саша Городницкий – геолог,
а Женя Клячкин – инженер-строитель, как и Александр
Дольский, и т.д.. Но как же
они сумели сочинять ТАКИЕ песни, что от них перехватывало дыхание! А Юлий
Ким! Это же море юмора! Кстати, он сейчас тоже живет в Израиле. Но
однажды мне дали послушать песни Булата Окуджавы... Что вам сказать? Это
было какое-то озарение! Нечто божественное! Негромкий голос, негромкий
аккомпанимент и задушевные слова. Учить эти песни не составляло ни какого
труда – они сами укладывались в память, как книжки на полку. Спустя много
лет после этой заочной встречи, произошла встреча воочию. Невероятно
смущаясь, я только попросил у него автограф. Разговаривать я не смог. Не
смог и все.
Юрий Визбор. Его песни
на слуху все время. Простые слова, простая мелодия, задушевность. “Снова
нас ведут куда-то...”, “...Южный Крест взошел на небо.”, “Веревочка”, да тут
уморишься перечислять! И вот он приезжает к нам в Донецк выступать в ДонУГИ.
Почему-то у него не оказалось гитары и мне поручили сбегать домой и
притащить свою. Как я важничал! На моей гитаре играл мой кумир! Он приезжал
еще раз, выступал в Институте Металлов. Это были незабываемые концерты. Что
ни говори, а писал он песни потрясающе, да и исполнял их с неменьшим
мастерством и какой-то проницающей искренностью. По сегодняшний день многие
его песни помню и всегда охотно исполняю. И, кстати, не только я один. При
первом его приезде вместе с ним выступали Татьяна и Сергей Никитины. Что
вообще можно сказать об этом изумительном дуэте! Уже то, что мои внуки
распевают на русском языке здесь в Израиле их песни, говорит о многом. Песни
запали детворе в души!
А потом почти
одновременно открыл для себя Александра Галича и Владимира Высоцкого -
поэтов трагической судьбы. Первый был сразу и категорически запрещен для
исполнения; в библиотеках были изъяты его книги, сценарии, пьесы. Высоцкий
же официально запрещен не был, но власти создавали такую обстановку, чтобы
его концерты срывались. Он тоже приезжал в Донецк с концертами. Он выступал
на шахтах, в помещении Драмтеатра – с бешеным успехом! Когда я увидел его на
сцене, такого некрупного, даже хрупкого, казалось, что он как-то
непропорционален своим стихам – мощным, крепким, добротно сложенным. Но то,
что он пел и то, как он пел, было за пределами восприятия! Казалось, что в
унисон его семиструнке звучал весь театр, все души и сердца слушателей. В
зале творилось что-то невообразимое! Таким я его и запомнил.
А за исполнение песен
Галича я имел беседу с неким капитаном КГБ. Но это уже другая история.
Зимой 1968г наш
городской турклуб под неусыпным контролем обкома комсомола “вышел на связь”
с ленинградским КСП “Восток” на предмет выступлений членов клуба у нас в
Донецке. Вести переговоры были командированы Виталий Коваленко и Женя
Агранова ( по совместительству моя жена). В то время членами КСП “Восток”
были Евгений Клячкин, Вячеслав Лейкин, Борис Полоскин, Юрий Кукин, Валентин
Вихорев, Александр Городницкий и многие другие, уже известные на весь Союз
авторы популярных песен. И вот в помещении Политехникума состоялось первое в
истории Донецка выступление “бардов”. Известнейшие песни обрели авторов -
это были Юрий Кукин и Валентин Вихорев. В организации их выступлений
принимали участие все, кто только мог и, конечно, Эдуард Курченко, Стас
Щербина, Бела Голянд, я и многие, многие другие, каждый считал своим долгом
помочь хоть чем-то.
С тех пор началась,
можно сказать, эра авторской песни в Донецке. Следующими
приехали к нам Александр
Городницкий, Евгений Клячкин, потом Александр Дулов, Юрий Визбор, Леонид
Семаков, Александр Дольский, Вадим Егоров, Борис Вахнюк, геофизик Владимир
Туриянский, искрящийся юмором харьковчанин Григорий Дикштейн и, к нашему
огромному удовольствию, многие,многие другие. Приезжали великолепные
исполнители Вахротимов и Брунов из Ленинграда, Озерицкий из Белоруссии. Всех
не перечислить.
Вполне естественно,
что с появлением названных мною авторов и исполнителей, у многих
исполнителей авторских песен возникало желание самим сочинять и самим
исполнять собственные песни, дескать, и мы не хуже и мы так смогем!
Появилась туча новых “бардов,” порой даже неплохих. Каждый уважающий себя
населенный пункт, считал своим долгом провести свой собственный фестиваль
авторской песни, появились и лауреаты этих фестивалей. Казалось бы, что
здесь плохого? Но уровень мастерства этих лауреатов, качество стихов и
мелодии, увы, часто оставляли желать лучшего. В свое время против этого
поветрия резко выступали Б.Окуджава, В.Долина и другие: “ это любительская
песня, массовая культура, которая не имеет ничего общего с тем, с чего мы
когда-то начинали...”
Конечно, это мнение
“мэтров” и они знали, о чем говорили, оспаривать его невозможно. И все-таки,
по моему мнению авторская песня может быть или хорошая или никудышная.
Провести четкую грань между авторской песней и песней любительской
невозможно, да и стоит ли? Если песня хороша, то ее поют и у костра, и в
компании, и на кухнях ( как было с запрещаемыми песнями Галича, Высоцкого и
Кима – которому не могли простить подписи под известным письмом). Если
песня стоит того, то ее поют и на фестивалях авторской песни. Возможно, я
ошибусь, но наверное единственный фестиваль, на котором всегда представлено
лучшее из авторской песни, это – Грушинский фестиваль.
Тем не менее, каюсь,
тоже неоднократно принимал участие в подобных фестивалях. Но только, в
качестве исполнителя. А в 1968г., одновременно с дипломом от жюри,
благодарные слушатели вынесли мне самодельный лавровый венок, верх
признательности! И к следующему фестивалю на спор сочинил две песни,
заработал первое место и за песни и за исполнение. Ободренный успехом, я
принялся “клепать” песни, но... успеха у слушателей они не имели. Слава Богу,
хватило ума на этом остановиться и больше сочинительством не баловаться. И
все-таки впоследствии неоднократно принимал участие во многих фестивалях, но
только как исполнитель, и неоднократно был отмечен дипломами лауреата.
В 1966г., будучи
аспирантом Донецкого Госуниверситета, организовал в нем клуб авторской песни.
Он пользовался невероятной популярностью в городе, практически еженедельно
мы выступали на предприятиях, в организациях, даже выезжали в г.Артемовск,
выступали там в помещении Драмтеатра и на заводе. Это же и не удивительно,
мы несли людям авторскую песню!
Но все когда-то кончается:
ребята окончили университет, разъехались по направлениям, я закончил
аспирантуру и тоже покинул университет. Смену, к сожалению, вырастить не
сумел.
Прошло много лет, я
специально опускаю изложение моих “подвигов” за это время. Но произошло
событие, о котором не могу не рассказать. В декабре 1991г. распался Союз, а
уже в январе я оказался безработным. Ощущение совершенно ужасное – дни
проходят, а я не могу принести в дом ни гроша! Ни пособия, ни заработка.
Пришлось продавать кое-что из дома. Но, что я мог накопить, человек, живущий
всю жизнь только на зарплату? Я хватался за любую работу, даже и не
перечислить, чем я занимался! Хорошо, что работала жена, была хоть какая-то
копейка в доме. Не знаю, сколько бы такое продолжалось, но на мое счастье,
судьба свела меня с Анной Васильевной Кузьменко – человеком невероятной
энергии, ума, предприимчевости и прочих мно гих достоинств! Она предложила
вести, в организованном ею Институте туристиче- ского бизнеса, курс -”Авторская
песня”.
Прежде всего, это была
работа, причем работа интересная и, к тому же, еще и заработок. Надо было
только видеть лица этих ребят! Я теперь понял истинное значение слова “внимали”!
Они внимали всем – глазами, ушами, но главное - душами. Я работал с огромным
удовольствием, забывая буквально обо всем. И потом, когда перед началом
следующего учебного года, весь институт собрался на турбазе в Святогорске, я
получил незабываемую плату за свои труды. Все сидящие в зале, около 300
студентов подпевали мне, стоящему на сцене,песни, которые отныне стали и их
песнями. И с тех пор такие встречи стали традиционными.
С января 1995г. я живу
в в Израиле в г.Петах-Тиква. У нас есть клуб авторской песни, отметивший
недавно свое первое десятилетие. Он объединяет много прекрасных авторов и
великолепных исполнителей. Новое время,- новые песни. Это диалектика.
Сегодня авторская песня базируется на практически профессиональном владении
гитарой, артистичности исполнения и определенных вокальных данных. Увы, я в
этих делах остался дилетантом, можно сказать “ костровымбардом”. Душою и
сердцем я там, у наших костров, с моими дорогими друзьями – спутниками
путешествий, восхождений и соревнований, с иститутомТурбизнеса и его
Президентом, с нашей любимой авторской песней.
. Дважды прилетал я в
Донецк и каждый раз это были необыкновенно теплые и светлые встречи. И на
них всегда звучали НАШИ песни, объединяющие нас, разделенных расстояниями
и границами. Песни авторов известных и неизвестных, но безмерно близких нам
по духу.
А.Гамольский
.Петах – Тиква,
Израиль.
2004г.
|