|
|
Как принято говорить в
Одессе, вы будете смеяться, но это действительно было, и мне действительно
однажды пришлось выступить в такой странной роли – роли джигита.Нет, это
было не на съемках фильма и не на театральной сцене. То, о чем я собираюсь
рассказать произошло в начале лета в одном из городов Северного Кавказа.
Впрочем, а что, собственно говоря, странного в этом сочетании еврей-джигит?
То же наверное, что и в выражении “ Аид – а-буденновец”. Подумаешь – джигит!
Это всего-навсего пастух на коне. Такая же комбинация в американских прериях
называется ковбой, а в Мексике и странах Латинской Америки – это уже гаучо.
Честно говоря, как это явление называется в других скотоводческих регионах
земного шара , я не знаю, но , в данном конкретном случае, это не столь
важно. Главное, что их всех объединяет, как ни странно- это любовь
повыпендриваться один перед другим. Это уж хлебом не корми - дай только блеснуть своими талантами.
Вспомните цирковую
династию джигитов Кантемировых, а знаменитые американские родео скачки на
необъезженых мустангах или вообще на быках, а не менее знаменитый танец
гаучо, исполняемый ребятами ансамбля Игоря Моисеева? Вот так волею судьбы
пришлось включиться и мне в этот перечень.
В начале лета ехал я к
началу смены в один из альплагерей и решил завернуть к своей осетинской
родне познакомиться, пообщаться. Вечером в доме моего деда Гераша за
традиционно изобильным столом произошло приятное знакомство с многочисленной
родней. Прощаясь, дед заговорщецки сказал мне, чтобы завтра я пришел к
нему с утра и мы кое-куда поедем. Заинтригованный я чуть свет был уже у
него. Место встречи было не просто далеко, а где-то у черта на куличках,
добираясь туда, мы использовали все виды наземного транспорта – трамвай,
автобус, троллейбус, а, особенно, собственные ноги. В финале нашего
путешествия мы оказались далеко за городом, на каком-то майдане, на
котором резвились молодые парни, верхом на конях, а в стороне, словно
судейская коллегия, сидела группа стариков и комментировала их выступления.
Не подозревая какого-ибо
подвоха ( и, как оказалось, совершенно напрасно), я вместе с дедом подошел к
ним. Произошло представление сторон, вручение верительных грамот в виде
стаканов с чачей и провозглашение тостов, приличествующих данному случаю.
После торжественной части состоялась беседа деда со стариками. В результате
оживленного обмена мнениями, выяснилось, что я должен продемонстрировать
старикам какой у деда Гераша родственик, в смысле верховой езды, вообще, и
джигитовки, в частности... А, что бы почувствовали вы на моем месте? Вот то
же чувствовал в этот момент и я – легкий ужас и вибрирование всего моего
содержимого. Аид- а -буденновец! Аид – джигит!
Призвав на помощь все
свое красноречие, используя жестикуляцию и мимику, я изо всех сил пытался
убедить деда в пагубности предлагаемой акции. Я убеждал его, что в случае
провала моего выступления, позор падет на весь его осетинский род, не говоря
уже о моих еврейских родственниках. Тщетно. Вердикт был вынесен и должен
быть исполнен. Мы с дедом были уже, как во взлетающем самолете, как писал
великолепный ленинградский писатель Виктор Конецкий, - только вперед,
обратного хода нет! Мне подвели коня...
Честно говоря, некоторый
опыт верховой езды у меня был, именно некоторый и довольно мизерный. Дело в
том, что во время Отечественной войны я оказался в русском селе в Киргизии.
У сельчан было принято, что во время летних каникул детвора не болталась без
дела, а в меру сил своих помогала взрослым. Некоторые, в том числе и я,
пасли скот: для этого каждому пацану седлалась верховая коняка , выдавалось
некоторое количество скота и вперед! Конечно, удержаться от всевозможных
скачек было просто невозможно. Тем не менее это, вроде бы развлечение, имело
и материальное подтверждение в виде бутылки молока , ломтя хлеба, нескольких
яиц, да и просто уважительного отношения.
Итак, мне подвели коня и
предложили определиться какой вид аутодафе мне более предпочтителен – выбор
был безграничен. Мы с дедом обреченно обсудили предлагаемое “ меню” :
любое из “блюд” было чревато непредсказуемыми последствиями. В конце концов
мы остановили свой выбор на атракционе с названием “рубка лозы”. Экзекуция
состояла в том, что по центру майдана были установлены несколько столбиков,
в которые были воткнуты прутики. Испытуемый должен был на скаку срубить
шашкой эти самые прутики и при этом остаться в седле.
Я вскарабкался на коня, а
взволнованный дед, держа его за узду, дал нам обоим последние наставления.
Суть их сводилась к следующему: шашка – вещь дорогая и ее следует всячески
беречь, темляк на руку не надевать, - не ровен час, воткнешь ее в столбик –
сразу выпускать, не то либо шашку сломаешь, либо она тебя потянет из седла;
махать шашкой аккуратно, - острая, можно и ухо коню срубить – позор
превеликий! Он говорил что-то еще, но я как-то зациклился на этих двух
основных требованиях. И, главное, что я не один – со мною конь, который все
эти штуки сам знает в совершенстве. Он даже подмигнул мне своим
выразительным глазом – дескать, не дрейфь, друг, прорвемся! На этом вводная
часть испытания была окончена. Пора!
Я пустил коня шагом.
Ощущение, что ты сидишь на высоте, да еще на чем-то, что движется и мыслит
отлично от тебя, бодрости как-то не придавало. Но конь, по-моему, так не
думал, с шага он перешел на ровненький легкий галоп. Проехав круг, мы
остановились на исходной точке, у перепуганного деда Гераша. Видно было по
нему, что он и сам уже не рад, что ввязался в эту забаву. Мне вручили шашку.
“Ну, что, -сказал я коню,- рискнем!” “Рискнем!- промыслил он мне в ответ.
Дальше все произошло как во сне: конь поскакал ровно, словно трамвай по
рельсам, акцентируя свой галоп у каждого столбика, подсказывая мне мои
действия. Я, памятуя наставления, раз махивал шашкой, почему-то срубая эти
проклятые прутики, то есть, лозу. Окончив представление, мы в запале
проскакали еще один круг, я остановил коня, обнял и поцеловал его. А дальше.…я
просто опустился у его ног на землю – стоять не было сил. Ко мне бежал мой
дед, но мне уже было все, буквально, по барабану – главное, что я не
опозорил ни род деда, ни свой! Мы с конем оказались на высоте!
И вы мне будете говорить,
что среди евреев нет джигитов!
А.Гамольский
г.Петах -Тиква. Израиль.
2004г
|